Влияние кабеля наушников на звучание

Влияние кабеля наушников на звук можно разделить на две категории. 

В первой категории – это подтвержденная разница объективными измерениями и слепым тестированием. Вторая категория – это разница звучания, которая может иметь спорные теории и не совсем научно собранную статистику по звучанию. Дополнительно, разница в звучании может находиться на пороге слышимости и быть спорной с точки зрения реальной слышимости, самовнушения и подтверждения слепыми тестами.

Каждый кабель может оказывать влияние на звук индивидуально, в одних связках “окрашивать” звук, в других быть “нейтральным”. 

С объективной точки зрения к основным параметрам кабеля относится сопротивление, емкость и индуктивность.

Влияние сопротивления кабеля

Изменение громкости

Сопротивление кабеля напрямую влияет на конечную громкость звучания наушников, чем больше будет сопротивление кабеля, тем тише будет конечный звук. Степень ослабления зависит одновременно от сопротивления как наушников, так и выходного сопротивления усилителя. Чем ниже сопротивление наушников и/или сопротивление усилителя – тем сильнее ослабление звука от сопротивления кабеля.

Таким образом, если при сравнении двух кабелей наушников разница по громкости будет не более 1 дБ, то уловить, что громкость разная довольно сложно, а вот характер звука будет отличаться и чуть более громкая связка будет звучать детальнее и резче, а более тихая – спокойнее и мягче. 

Изменение АЧХ

У полноразмерных динамических и внутриканальных многодрайверных или арматурных наушников сопротивление часто не постоянно по частоте, и из-за разного сопротивления в частотных диапазонах ослабление сигнала неодинаковое при дополнительном сопротивлении кабеля. Таким образом, АЧХ наушников с разными кабелями немного разная. У полноразмерных динамических наушников обычно получается подъем в области баса и самых высоких частот. У многодрайверных наушников чаще основные изменения происходят в области высоких частот.

Проводимость тока

Сопротивление кабеля зависит от сечения и длины кабеля. Чем тоньше суммарное сечение токопроводящих жил и длиннее кабель – тем его сопротивление будет выше. 

Хотя короткие кабели с тонкими жилами обладают практически нулевым сопротивлением, важно еще и общее сечение жил. Если сечение будет слишком малым, то его не хватит для передачи необходимого количества тока и звучание будет компрессионным. По этой причине для полноразмерных наушников могут не подойти кабели от внутриканальных наушников из-за более малого сечения, рассчитанного на передачу меньшего уровня тока под наушники с высокой чувствительностью.

Надежность и долговечность

Здесь самыми сложными являются литцендратные кабели, где каждая тонкая жила изолирована лаком. В процессе эксплуатации жилы могут трескаться и фактическое общее сечение кабеля уменьшаться. Таким образом, литцендратный кабель при всех его достоинствах звучания является наименее долговечным против простых многожильных кабелей. 

Бескислородные кабели с высокой степенью очистки являются наименее ломкими и соответственно их срок службы более долгий. 

Если сравнивать “старые” кабели, то разница в звучании может быть обусловлена именно эффектом износа кабеля, а не исходными свойствами этих кабелей, когда они были новыми. Большое сечение кабелей порой может показаться избыточным, а кабель менее гибким и тяжелым, но именно это косвенно позволяет сделать кабель более долговечным и надежным. А в случае литцендратного кабеля – дорогим. 

Важно и качество покрытия коннекторов и самих жил. Со временем поверхность может окисляться. Кабель в свою очередь становится более ломким, а коннектор давать плохой контакт в гнезде. Иногда перед пользователем стоит выбор, часто покупать бюджетные кабели, или редко, но дорогие. Здесь стоит учесть, что литцендрат в большей степени защищен от окисления, как и медные посеребряные кабели.

Емкость и индуктивность

Помимо сопротивления кабеля, на звучание оказывает влияние емкость и индуктивность кабеля. Индуктивность складывается из витков кабеля, а емкость из близко расположенных параллельных проводников. 

Обычно емкость и индуктивность кабеля слишком малы, чтоб оказывать явное влияние на звук. Тем не менее, некоторые усилители могут нестабильно работать, если суммарная индуктивность наушников и кабеля будет слишком мала, что актуально для планарных наушников. В такой ситуации витой/плетеный кабель может лучше звучать за счет своей дополнительной индуктивности, против плоского кабеля с близко расположенными проводниками и повышенной емкостью. 

При неудачной пайке или геометрии расположения элементов в штекере два токопроводящих элемента могут оказаться слишком близко и стать конденсатором малой емкости. Это приведет к тому, что на общем импедансе наушников в области ультравысоких частот сопротивление будет снижаться. Усилитель при этом может усиливать сигнал в более  широком частотном диапазоне и частотный диапазон с просевшим сопротивлением будет забирать от усилителя бОльший ток. В этом случае искажения со стороны усилителя могут могут начинаться на субъективно меньшей громкости.

Вес кабеля

Если наушники не имеют плотного прижима к голове, то вибрации корпуса от излучателя преимущественно гасятся за счет массы наушников. Если к наушникам подключить тяжелый провод, то его масса позволит снизить резонансы. 

При этом резонансы корпуса зависят от конечной громкости. При прослушивании музыки на малой громкости эффект от веса или прижима наушников может отсутствовать, но заметно проявляться на большой громкости.

Балансное и небалансное подключение

Сегодня существует устойчивая мода на балансное подключение наушников к усилителю. При этом некоторые усилители не имеют настоящего балансного выхода, а используют просто балансное подключение как переходник с небалансого. 

Небалансный кабель позволяет использовать три проводника вместо четырех, объединяя условно два “минусовых” проводника в один проводник – “землю”. Это дает возможность сделать кабель более гибким, легким и дешевым. В балансном кабеле нельзя объединять минусовые проводники и там всегда используется четыре проводника. 

В трехпроводной схеме кабеля из-за сопротивления общего проводника стерео каналы смешиваются  в противофазе. Чем больше будет сопротивление общего проводника, тем соответственно и большее смешивание, что обычно воспринимается как более широкая панорама и менее выразительный и артикулированный бас. Тут вспомним и о штекерах с эффектом добавленной параллельной емкости – там смешивание будет происходить неравномерно и повышаться в области высоких частот, что еще сильнее скажется на целостности стерео-панорамы.

При использовании балансного кабеля дополнительного смешивания каналов не происходит. Тем не менее, в хороших небалансных кабелях обычно от трехконтактного штекера всегда используют аналогично четыре проводника, что делает разницу между балансным и небалансным подключением минимальной. Такая четырехпроводная схема используется во всех наших штатных и кастомных кабелях.

Чем меньше будет внутреннее сопротивление усилителя (что сегодня мейнстрим) и меньше сопротивление наушников, тем больше будет эффект от проникновения каналов в небалансных кабелях.

Материал кабеля

Материал кабеля, варианты плетения и прочие особенности обычно не имеют однозначно научно подтвержденных данных, но имеют общее представление о звучании в аудиофильской среде. Возможно, что-то со временем будет точно подтверждено, что-то получит иное неожиданное объяснение, что-то будет опровергнуто, а что-то останется в области самовнушения. Здесь только пробовать кабели в своих системах и приходить к своим выводам.

Кастомные кабели

Обычно кастомные кабели существенно дороже, чем фабричные. С одной стороны, это штучное производство, которое обходится дороже. С другой стороны, вручную не так просто обеспечить аналогичную автоматизированную пайку и монтаж, и для того, чтобы сделать кабель на уровне фабричного – необходима высококвалифицированная работа и соответствующее оборудование. 

Таким образом, в кастомных кабелях обычно применяются теоретические и технические решения, способные дать более качественный звук. Но с точки зрения соотношения цена/качество кастомные кабели можно сравнить как блюдо от шеф повара в престижном ресторане перед аналогично качественно приготовленным блюдом хорошим поваром.

Автор: Роман Кузнецов. RAA (https://reference-audio-analyzer.pro/)